История архитектуры Петербурга

    Оживленная и нарядная улица Ленсовета, пересекаясь с улицей Гастелло, уступает подруге дорогу и пропускает вглубь, а потом, махнув ей извилистой рукой, словно в предвкушении какогото волшебства, убегает дальше по своим делам, оставив прохожего наедине сзалитым солнцем чудом — Чесменской церковью.Как причудливый сказочный замок фатаморгана, красуется храм посреди широкой песчаной площади, окруженной рядами аккуратно посаженных елочек И непонятно, как здесь, среди строгого и такого знакомого по семейным фотографиям облика Петербурга 50х годов прошлого века, затерялось это чудо.

    Кажется, еще миг — и видение растает...Нежнорозовая в белом, с причудливыми готическими башенками, зубчатым парапетом и стрельчатыми окнами, с вертикальными тягами на стенах, стройная и прекрасная, словно невеста, церковь эта не похожа ни на один православный храм и смотрится шуткой, причудой какогонибудь архитектора, среди монолитных построек сталинского ампира. А вместе с тем — это единственное сооружение в Московском районе Петербурга, сохранившееся с XVIII столетия, как и расположенные на противоположной стороне улицы корпуса университета аэрокоемйческого приборостроения — бывшего путевого дворца Екатерины П.

    Некогда на этом месте было гнилое болото, окруженное густым темным лесом. Неподалеку, на небольшом возвышении, окруженном земляным валом, пасся скот, клубился дым из труб домиков финских крестьян, звавших местность вокруг «кикерикексен», что на финском языке означает «лягушачье болото». Именно тут, на 7й версте Царскосельского тракта, в 1774 году и повелела Екатерина II построить
путевой дворец для отдыха по дороге из Петербурга в Царское село. Двухэтажное здание с круглыми башенкамибойницами по краям перед воротами было окружено рвами с водой, над которыми нависали подъемные мосты. Этот дворец должен был выглядеть как родовой рыцарский замою в нем находились портреты членов императорской семьи и их родственников, старинные картины, мебель и предметы интерьера, воссоздающие атмосферу средневековья.

    Проектировал Таврический дворец в Петербурге архитектор Юрий Михайлович Фельтен, он взял за основу средневековый английский замок Лонгфорд в соответствии с господствовавшей тогда в архитектуре модой на английскую готику*.По преданию, именно на 7й версте по дороге в Царское село Екатерину И догнал гонец, передавший радостную весть о победе русских войск над турецким флотом в Чесменской бухте**. В те годы, с 1768 по 1774, шла очередная русскотурецкая война. Бригадиру артиллерии, пращуру Пушкина Ивану Ганнибалу, сыну арапа Петра Великого, было поручено подготовить четыре брандера*", чтобы поджечь турецкий флот.

    Решающее сражение с турками началось в Эгейском море 24 июня 1770 года, в день рождества Иоанна Предтечи. Российский флот, несмотря на значительное превосходство противника в силе и численности, атаковал эскадру турок. Турецкий флот был вынужден отступить в Чесменскую бухту, под прикрытие береговой артиллерии, но уже 26 июня моряки под предводительством контрадмирала Самуила Грейга пробрались в бухту и с помощью брандеров смогли поджечь несколько турецких кораблей.

 

Опрос


Постоянно
Редко
Иногда
Никогда